Из оставшегося за кадром. 19-20 ноября. Записки.
================================
Я начала вторую тетрадь. Размер другой, вместо линеек клеточки и я сразу ощущаю себя по-другому и почерк совсем другой.
Вчера у Максимки была последняя тренировка в сезоне, можно расслабиться до начала февраля. Как и раньше, я все это время гуляла в парке. Вместо привычной мантры "я желаю всем счастья", ходила и думала о своем. Как-то раз в мимолетностях мы мельком затронули вопрос о том, приходилось ли мне или Тане осваивать в этой жизни какой-то творческий навык совсем с нуля. Мне так сразу в голову ничего не пришло. Я согласна с Таней, большинство моих умений ведут начало из прошлых жизней. "Но ведь все-таки что-то должно быть?" - думала я про себя, исчезая в полной темноте одного из закоулков парка.
читать дальшеХолодает сейчас уже существенно. Днем еще может быть +25С, но вечером в 7 уже меньше 10. Впрочем, сегодня очень комфортно, почти нет облаков на небе и ярко светит Луна. Луна, Луна, подруга моя! Странно что вокруг совсем нет шорохов. Обычно идешь себе идешь, никого не трогаешь, вдруг как зашуршит листва, как захрустят ветки! В голове возникает диковинный страшный зверь. Ан нет, прямо под ноги выскакивает зайчик. Ошалело пару секунд смотрит на тебя и обратно прыгает в кусты с громким треском.
Иду себе, иду, как вдруг в голове возникает музыка. Вспомнился "Старый замок" Мусоргского, который я играла на выпускном экзамене в музыкальной школе. Видно загадочность обстановки навеяла воспоминания. Помню, незадолго до экзамена Ирина Сергеевна, мой педагог по специальности мне сказала, что я слишком эмоционально играю эту пьесу и стала объяснять, что замок совсем разрушен, стар и радость жизни его давно покинула. А я отвечала, что мой старый замок совсем другой. Пусть он заброшен и руинах, но у него была богатая история и именно о ней рассказывает музыка. Ирина Сергеевна тога очень удивилась, но с эмоциональностью смирилась.
Потом мне вспомнилась Инна Владимировна, наш учитель хора. Помню однажды она тоже обращала мое внимание на эмоции. Мы тогда разучивали русскую народную песню "Как на дубе на высоком". В один прекрасный момент она останавливает весь хор и обращается лично ко мне: "Даша, ну почему у тебя такое каменное выражение лица? Ты же поешь, ты же артистка!" А я не задумываясь ей отвечаю: "Инна Владимировна! Ну как же мне быть артисткой и улыбаться, когда песня такая трагическая. Вот мы сейчас поем куплет, когда сокол погибает, ну как я могу радоваться!" Она тогда ничего не сказала, но я почувствовала, что такого ответа она явно не ожидала.
Эх, музыкальная школа, музыкальная школа. До сих пор подтруниваю над мамой. Потому что это была ее травма и инициатива. Ей всегда хотелось научиться, но не было возможности. Типичная ситуация, когда сам не смог, пусть ребенок учится. А мне никогда заниматься музыкой особо не хотелось. Но у мамы был еще один верный помощник - страх. Она всегда читала много умных книжек и они временами ей были большим авторитетом чем здравый смысл. В одной из них было сказано, что если ребенок часто говорит громко, то очень вероятно то, что у него проблемы со слухом. Еще и поэтому меня забрали из студии рисования и отправили на уроки фортепиано.
Со слухом у меня все оказалось нормально, правда, абсолютного слуха мне Бог не дал. Настоящей пыткой было ходить на сольфеджио. Если цифровки и интервалы я словить могла, то диктанты на слух - вот что было настоящей пыткой. Мы писали их каждый урок и я редко могла записать правильно меньше четверти короткой мелодии. У всех ребят это получалось настолько естественно и ловко, что я всегда себя чувствовала не в своей тарелке.
В один прекрасный день я вернулась домой из музыкалки и сказала маме: ни за что больше туда не пойду! Видя мою решительность, мама включила здравый смысл и сказала: "Хорошо. Только у меня одна просьба: сейчас только первая неделя месяца началась, а я только заплатила. Ты уж доучись этот месяц, а потом я тебя заберу". Факт того, что школу я все-таки закончила, говорит об одном: что-то радикально на меня повлияло. "Что же это было?" - думала я, разворачиваясь на второй круг по дорожкам парка.
Наверное, это был хор. Точно, это был хор, вот что меня примирило с музыкальной школой. Инна Владимировна была замечательным педагогом. Очень строгим, но бесконечно влюбленным человеком в свое дело. А сейчас я еще совершенно уверена в том, что и детей она по-настоящему любила, хотя многие родители были уверена в обратном и постоянно с ней воевали.
Это было всегда из-за ее железного правила: пропустил занятие, обязательно верни долг, приди на репетицию еще раз, отработай пропущенное. Уважительных причин для пропусков не существовало, даже если ты болел, то после поправки все пропущенные репетиции нужно было отработать. Мотив Инны Владимировны был беспрастрастным и четким: хор - это коллектив профессионалов. Пропуская занятия ты подводишь своих товарищей, потому что твой уровень мастерства становится ниже и ты не сможешь выдать нужны результат, от этого вредишь всем. Мне всегда это нравилось, хотя иногда приходилось пропускать репетиции и на следующей неделе приходить дважды. С учетом того, что репетиции длились полтора часа, конечно временами напрягало. Зато у нас был один из лучших школьных хоров Петербурга, тогда еще Ленинграда и один раз мы даже съездили на гастроли в Кишинев.
Это были последние годы СССР, на дворе был 1989 год, в аккурат под 7 ноября. До сих пор помню, как мы с подружкой вышли на улицу и попали на демонстрацию. Гостиница была в самом центре Кишинева и мы сразу попали в гущу событий. Нам было по 14, мы шли страшно гордые, взрослые и накрашенные. Точнее, размалеванные. У меня был черный карандаш, а у Светы - голубые перламутровые тени. У меня на лице были огромные черные стрелы, а у Светки большие голубые фингалы. Вот она, свобода!
Я шла дальше по парку и улыбалась. Мне никогда не было легко учиться музыке, совсем наоборот. Я отлынивала, занималась через не могу, глотая слезы. Помню как в выпускном классе добрая Ирина Сергеевна в сердцах сказала, что гениального пианиста из меня не получится. Зря она это сделала, потому что я была девушкой характерной и целый год ковыряла программу финального экзамена, выучив наизусть пьесы окончательно буквально за месяц до концерта. Мама тоже пробовала вмешаться и увещевать меня. Помню, я тогда очень удивилась и сказала что-то вроде: "Мама, я прекрасно знаю, что у меня нет выдающихся способностей и свою жизнь я никогда не буду связывать с музыкой. Дело не в этом".
Да. Дело было совершенно в другом. Первоначально одной из пьес на экзамене должен был стать прелюд Рахманинова. Я очень люблю Рахманинова и мне очень хотелось эту пьесу сыграть. Но моя растяжка не давала возможности брать огромные аккорды и играть в нужном теме. Прелюд из программы убрали и именно это вызвало во мне отторжение. Я никогда не ощущала способностей быть гениальным пианистом, но то, что моих способностей не хватало даже на то, чтобы хорошо играть пьесы любимого композитора, для меня было сильным ударом.
Стоп! Вот оно! Таня, я нашла ту способность, которую мне пришлось развивать практически с нуля. Это музыка! И знаешь, что меня долго не могло примирить с учебой музыке? Отсутствие творческого начала. Несмотря на все, я очень хорошо играю на пианино. И даже тот прелюд, пусть многие годы спустя я все-таки одолела и вполне сносно могу его сыграть. Но я повторитель. Дай мне ноты - я сыграю вполне прилично даже с листа. Попроси меня сочинить мелодию или хотя бы подобрать популярную мелодию на слух - я не смогу этого сделать. К сожалению, в музыке я потребитель, я не могу привнести ничего нового, только повторять. Да, я могу быть неплохим исполнителем, хорошо передать настроение, чувства, но творить музыку самой - не в этой жизни. Хотя...
За годы учебы мой слух стал почти абсолютным. И вообще, я люблю петь. У меня неплохое контральто. В конце-концов именно хор меня тогда примирил с учебой музыке. Тут тоже есть заминка. У меня хорошо поставлен хоровой голос, для солирования нужны несколько другие навыки. Впрочем, мне же не 100 лет? Когда-нибудь я всерьез вернусь в этому вопросу. По-крайней мере, не исключаю эту возможность из списка хотелок. Поживем - увидим.
Из оставшегося за кадром. 19-20 ноября. Записки.
================================
Я начала вторую тетрадь. Размер другой, вместо линеек клеточки и я сразу ощущаю себя по-другому и почерк совсем другой.
Вчера у Максимки была последняя тренировка в сезоне, можно расслабиться до начала февраля. Как и раньше, я все это время гуляла в парке. Вместо привычной мантры "я желаю всем счастья", ходила и думала о своем. Как-то раз в мимолетностях мы мельком затронули вопрос о том, приходилось ли мне или Тане осваивать в этой жизни какой-то творческий навык совсем с нуля. Мне так сразу в голову ничего не пришло. Я согласна с Таней, большинство моих умений ведут начало из прошлых жизней. "Но ведь все-таки что-то должно быть?" - думала я про себя, исчезая в полной темноте одного из закоулков парка.
читать дальше
================================
Я начала вторую тетрадь. Размер другой, вместо линеек клеточки и я сразу ощущаю себя по-другому и почерк совсем другой.
Вчера у Максимки была последняя тренировка в сезоне, можно расслабиться до начала февраля. Как и раньше, я все это время гуляла в парке. Вместо привычной мантры "я желаю всем счастья", ходила и думала о своем. Как-то раз в мимолетностях мы мельком затронули вопрос о том, приходилось ли мне или Тане осваивать в этой жизни какой-то творческий навык совсем с нуля. Мне так сразу в голову ничего не пришло. Я согласна с Таней, большинство моих умений ведут начало из прошлых жизней. "Но ведь все-таки что-то должно быть?" - думала я про себя, исчезая в полной темноте одного из закоулков парка.
читать дальше