когда Штаты полезли в Ирак устанавливать свободу, мы с Мисси (как-нибудь я расскажу о ней подробнее, это моя давняя знакомая, американка, мы знаем друг друга с 15-ти лет) долго обсуждали эту тему. если честно, мне говорить совсем не хотелось, а ей наоборот было очень интересно. она человек неглупый и несмотря на все старания так и не прозомбировалась местной идеологией и ей хотелось знать мою точку зрения. а что приятного в адрес США я могла сказать, хоть и старалась не задевать патриотических чувств? помню я выдала что-то вроде того, что с одной стороны я понимаю развязность американской внешней политики, потому что страна, на территории которой давно не было войны забывает о том, что это такое и ввязывается туда, куда совсем не следовало бы. Мисси это задело, пару дней она молчала, а потом согласилась со мной и стала спрашивать про вторую мировую.

Жаль, что "Пианист" вышел на пару лет позже, потому что одно дело смотреть повесть прошедшего через все это человека (хоть и в юном возрасте) Романа Полански, чем пытаться рассказать со слов очевидцев, моих дедов и бабушек. Помню выражение глаз мексиканцев после просмотра фильма... да что там говорить, на меня тоже произвело впечатление, хотя с детства обо всем этом слышала как и многие. А вот сериал Стивена Спилберга на эту же тему я смотреть не стала. Мне кажется реализм кровавой бойни, показанный там во всей красе, не обладает той силой, что наших "А зори здесь тихие" и "Летят журавли". Что-то было в том, что советская цензура не пропускала излишнего месива в фильмах про войну. Не обязательно смотреть на кровь, чтобы понять трагизм ситуации и то, что пришлось пережить людям, в нее попавшим. Сильные люди не любят говорить о своих страданиях. Мои деды очень скупо рассказывали о том, как все было. Приходилось из обрывков склеивать историю.

Один дед ушел на войну в 15 лет. Приписал себе три года, благо был практически единственным в поселке, кто свободно владел русским языком. Сделал он это не из излишнего патриотизма, а потому чтобы одним ртом было меньше, из тыла вывозилось все подчистушку. Попал на самоходку. Дальше особой информации нет, кроме того, что говорит, что ему везло, несколько раз в на их самоходке из 20 солдат оставалось двое-трое. Вернувшись с войны лет пять руководил группой поиска массовых захоронений наших солдат, растрелянных немцами, в том числе и Петергофского десанта (у нас тут под боком Невский пятачок). Второй дед вообще практически ничего не говорил, разве что после окончания войны его часть вместо того, чтобы отправить домой, послали бить японцев (здесь в Штатах об этом практически никто не знает, стоит полная уверенность, что японцев испугали американские ядереые бомбы, а что русские потеряли столько же солдат, что и при штурме Берлина, является откровением).

Бабушкам досталось тоже, хотя они были в тылу. Жаль, что про то, как обстояло дело в тылу мало что записано. Про блокаду еще можно что-то найти, у того же Гранина в "Блокадной книге". Одна моя бабушка беженкой дошла пешком из Кишинева в Уфу. Вторая жила под Киренском, она пожалуй была самой разговорчивой про жизнь в то время, но слушать такие истории было непросто. Про то, как женщины на себе пахали землю, про то, как мою бабушку в 14 лет обязали работать счетоводом в колхозе. Про то, как нечего было есть, особенно зимой и как она себе испортила ноги, собирая по дороге домой вмерзшие в снег колоски в валенки (закон о пяти колосках тогда никто не отменял).

Жаль, что с каждым годом людей, которые помнят или хотя бы слышали о войне все меньше. Больно смотреть, как расцветают неофашисты и прочая гадость. Что же должно произойти, чтобы человечество перестало заниматься самоубийством. Хочется быть оптимистом, а не получается.