иногда я думаю, вот есть "Отцы и дети", а почему бы не написать "Матери и дети"?
специфика была бы немного другой, но куда любпытнее, мне кажется.
а может быть "Матери, отцы и дети"? )))
Максимка сдавал экзамен по сольфеджио сегодня.
Выходит расстроенный. Начинает Маурисио.
Первая серия.
читать дальше
- что случилось?
- ну я ответил, но с проблемами. может быть, я не сдал
- а что за проблемы?
- я плохо написал диктант. не мог вспомнить ноты сначала, мне помог М-р Клондайк
- а почему ты не мог вспомнить? ты все выучил?
- не знаю.... (пауза) не уверен... (пауза) я забыл повторить кое-что (пауза)
- ну что, вот какой ты ответственный, значит. ну что ж, сам себя наказал. хватит быть безответственным!
...
Сижу. Слушаю. Смотрю. Молчу, потому что говорить что-то бесполезно.
У Максимки навертываются слезы.
- не надо, не плачь. ты понимаешь, что сам виноват?
- да, я буду внимательнее
Встаем и выходим. Маурисио направляется к своей машине, мы с Максимкой к моей.
Начинает Максимка.
- терпеть не могу, когда папа меня ругает. да и сам хорош. чего плачу? глупость какая.
- ты думаешь, что папе нравится тебя ругать?
- не знаю. наверное, я просто дурак! i'm a complete failure!!! (никак не подберу альтернативы)
- а ты уверен, что все точно рассказал папе?
- как это?
- ну вот давай представим еще раз, что ты зашел на экзамен к М-ру Клондайку, что было первым?
- он попросил меня прохлопать ритм
- у тебя получилось?
- да, я все сделал без ошибок. (подумал). да, без ошибок. я все сделал правильно!
- а что он попросил сделать тебя потом?
- потом - пропеть мелодию. это я тоже сделал хорошо!
- а потом?
- потом он дал мне диктант. и я стал все писать неправильно. (пауза). М-р Клондайк мне помог, после этого я все написал правильно.
- а потом?
- все!
- ну и как, после всего этого, ты правда думаешь, что ты дурак?
- а... нет, наверное. (с энтузиазмом) надо же, не все было так плохо. ну да, были проблемы с диктантом, но ведь я все-таки его написал!
- а как ты его писал?
- я попробовал первый раз, у меня ничего не получилось, все ноты были неправильные. мне помог М-р Клондайк.
- скажи, а как тебе помог М-р Клондайк? он тебе подсказал правильную ноту или еще что?
- нет, М-р Клондайк мне сказал: "не волнуйся. переключись. напиши еще раз".
- и все? только это?
- да. и у меня все получилось!
- то естьдиктант ты написал сам и без всяких подсказок?
- да!
- ну а теперь расскажи, кто тут дурак?
- мама, ты думаешь, я прошел экзамен?
- не знаю, Максимка. я не знаю, как оценит М-р Клондайк твою первую неудачную попытку написать диктант. Но шанс пройти экзамен у тебя есть.
- значит я зря рассердил папу?
- мне кажется, если бы ты сразу ему рассказал подробности, то папа бы точно тебя ругать не стал. а почему у тебя сразу не получилось так сделать?
- (пауза) наверное, я был очень расстроен и думал только о том, как плохо написал диктант. это плохо?
- нет, это совершенно нормально. я бы тоже расстроилась. тут дело в другом: папа услышал только часть информации и делая выводы на ней, стал тебя ругать.
- ничего себе!
Вторая серия.
читать дальше
Через часа два звонит Маурисио:
- слушай, а я не переборщил?
- ну как тебе сказать, переборщил. Максимка был настолько расстроен, что как всегда стал себя бичевать, когда на самом деле все было не так плохо.
- правда? что ж он сразу все как было не рассказал?
- я ж говорю, был очень расстроен. а потом мы стали с ним разговаривать, еще раз перебрали ход событий и тут же выяснилось, что не все так плохо
- значит я зря так его отругал? но ведь...
- мы все еще раз обсудили. и про папу тоже. сошлись на том, что если бы он все сразу папе рассказал как было, то папа бы ругаться не стал.
- правда? я с ним завтра обязательно поговорю.
Третья серия.
читать дальше
Не следующий день утром, Максимка только увидел папу, сразу:
- Папа, мне нужно с тобой поговорить на важную тему.
- ?
- Я вчера тебе не всю информацию рассказал про экзамен, а ты не знал и стал меня ругать.
- А все было по-другому?
- Да, все было по-другому. Я не провалил экзамен, все было не так плохо. (еще раз рассказывает все как было).
- То есть то, что ты не всю сделал домашнюю работу, на экзамен никак не повлияло?
- Никак
- А почему ты мне не сказал об этом сразу?
- Я был очень расстроен. Я не знал, почему я не смог сразу написать диктант.
- Теперь я тебя понимаю. Если бы я сразу знал всю правду, я бы никогда не стал тебя ругать.
- Да, я понимаю.
- Максим, я тебя ругаю тогда, когда вижу для этого повод. Когда вижу, что это результат твоей расхлябанности и безответственности. Но когда я вижу, что у тебя возникла проблема, я наоборот стараюсь тебе помочь, ведь правда?
- Правда.
Я считаю, что большой прогресс для всех трех.
Максимка взрослеет и мудреет со свехскоростями.
Я наконец-то могу отсеивать на корню манипуляции и перевести все в конструктив.
Ну и Маурисио нужно тоже отдать должное. Растет над собой.
какая Вы молодец! С таким терпением и тактом расспрашивали сына!
Я только начинаю применять методику активного слушания, которую рекомендует профессор Юлия Гиппенрейтер, и она уже приносит результаты. А Вы так интуитивно все верно нашли!
Льюна, ты знаешь, чем старше становится Максимка, тем больше я вижу способность нас, родителей, передавать свои собственные комплексы. стараюсь это нивелировать по мере возможности. да и сам Максимка не молчит, говорит. правда, сколько трудов стоило то, чтобы его разговорить. теперь иногда теряюсь от вопросов в "яблочко". например, недавно: "мама, почему папа со мной сегодня разговаривал так, что у меня было ощущение, что он специально хочет, чтобы я почувствовал себя виноватым?"