Практически каждый день пишу записки, но они по большей части куцые. Больше стараюсь фотографировать, запоминать, оформлять каркас "мексиканских рассказов". Много разного и интересного происходит, где-то даже с небольшим перегрузом. Стараюсь использовать эти дни для осмысления, перегруппировки, отвлечения от привычной рутины. Что-то важное варится, но мне по большому счету важно не это. Куда ценнее все более стабильное равновесие внутри.
Сегодня мои записки обо мне и музыке, Моцарте, "Стейнвее".
читать дальше
Напишу-ка я сегодня о музыке. Вчера у меня было длительное творческое свидание с Моцартом, в результе которого я вдруг поняла, что у меня сильно изменилось отношение как к музыке, так и к себе самой, как исполнителю. Я хорошо играю на фортепиано, но это мне никогда не доставляло никогда особого удовольствия. Если бы не "Стейнвей", который по сказочному стечению обстоятельств оказался в квартире у Маурисио, как самый настоящий "рояль в кустах", вряд ли бы я вообще когда-либо села за инструмент. Тогда, почти 15 лет, сидя впервые за этим великолепным роялем, меня одолевали противоречивые чувства. Я всегда сражалась в музыкальной школе не только с сольфеджио, но и со специальностью. Техника игры на фортепиано мне давалась нелегко. Это сейчас я понимаю, что все это время сильно себя недооценивала. Уже не раз писала в записках про свои трудно складывающиеся отношения с музыкой и про то, что я всегда знала, что великого музыканта из меня не получится. Скорее, дело всегда было в другом, душа никогда особо не звала играть, если не считать дополнительного 8-го класса музыкалки, когда можно было расслабиться, не нужно уже было готовиться к экзаменам, можно было играть в свое удовольствие. Но и тот свободный год не разбудил во мне желания и потребности играть для себя самой, для души.
И вот 15 лет назад я оказываюсь в Мехико, в первый раз вхожу в квартиру, и на самом почетном месте вижу.... Стейнвей! Мамма мия! Настоящий Стейнвей! Не в концертном зале, не в крутой школе музыки, а в обычной квартире! Чудо! (и я до сих пор так считаю). Когда-то давно я рассказывала в @дневниках подробно историю этого рояля, но, пожалуй, повторюсь еще раз.
Во время работы на крупном телеканале Маурисио по долгу службы зарулил с проверкой на один из складов, где в одном из закоулков стояли три рояля разных размеров, от концертного до кабинетного в 1/4 (который в итоге оказался у нас). Они все были почти новыми, кто-то из функционеров телекомпании приобрел их за хороший откат. Наш будущий рояль был в самом плачевном состоянии, с достаточно потрепанным фасадом, с парой сломанных клавиш и залитыми кока-колой струнами. Маурисио обратился к высшему начальству с просьбой выкупить беднягу по остаточной стоимости. Ему насчитали 500 баксов и сказали забирать уродца, подлежащего выбросу на помойку. Рояль сразу отправился в хорошую мастерскую, где его осмотрели и выяснили, что механизм в нем абсолютно новый, на нем никто не разу толком не играл. Бедняге отмыли корпус и струны, починили парадную часть, залакировали и заменили клавиши. Клавиши оказались самой дорогой частью ремонта, рояль оказался 1968 года выпуска, это последний код, когда светлые клавиши покрывали слоновой костью. Вот так где-то за 3,5 тысячи баксов в нашем доме оказался практически новый Стейнвей.
Инструмент сам заставил меня играть. Поначалу удовольствия никакого не было. Нужно было основательно разыграться, вспомнить технику. Я постоянно себя ела, мне не нравилось то, как я играю. Но Маурисио даже такая игра нравилась и я регулярно стала играть для гостей, друзей и семьи. Всем очень нравилось, меня все время хвалили. Но мой внутренний цензор-цербер никак не выпускал меня из своих клещей, всегда был недоволен, а похвалу списывал на неискушенность публики. Вчера я вспомнила те ощущения. Какой же я была зажатой, закомплексованной и совершенно неумеющей ценить свои способности. Да, я не крутой пианист, но я действительно хорошо умею играть. Да, я ни черта не помню наизусть. Ну и что? Да, я не могу творить, не могу сочинять музыку. Ну и что? Я могу играть очень с душой, выразительно, с большим чувством. Это музыка великих композиторов, я могу играть всех моих любимых: Моцарта, Бетховена, Рахманинова, Мендельсона и кучу других. Я каждый раз могу читать их по-разному и открывать что-то новое. Ну и пусть у меня не хватает растяжки для Рахманинова, зато я здорово читаю с листа. Я могу как вчера, за четыре часа перепробовать большинство сонат и фантазий Моцарта. И чуть позже отберу несколько в постоянное исполнение. Потому что вчера я вдруг поняла, что действительно хочу играть для души. Во мне наконец-то появилось это желание. Я хочу, чтобы меня дома в Остине тоже появился инструмент. Я заберу из Пачуки мои любимые ноты и куплю новые, чтобы играть для себя и друзей. Опыт не пропьешь, пальцы быстро вспоминают клавиши. Остальное дело техники и состояния души.
Любопытно открыть в себе такое желание после долгих лет непростых отношений с музыкой. Но они наконец-то преобразовались во что-то приятное, позитивное, нужное. Что еще нужно моей душеньке? Наверное, продолжить общение с Моцартом, это если говорить о сегодняшнем дне. Если говорить о ближайших неделях - решить вопрос с пианино, вместе с Маурисио. Он был очень воодушевлен вера, когда я ему сказала о своих мыслях. Долгие годы он пытался меня к этому склонить и вот наконец-то что-то во мне правильно заклинило. Нет, не заклинило, просто я стала другой. Что-то во мне изменилось радикально и мне это очень нравится самой. И как бы то ни было... Жизнь прекрасна! ))))
@темы:
Цели на ближайшее будущее,
Мексика,
Проба пера,
итоги 2016